[ anDan ] [ Home ] [ Статьи ] [ Ноты ] [ Поиск нот ] [ Каталог ] [ Фото ] [ Ссылки ] [ Разное ]

Арсений Янкелевич
24 этюда для валторны соло

Эти этюды написаны моим педагогом профессором Московской государственной консерватории Арсением Александровичем Янкелевичем. Эти этюды никогда не издавались. Я впервые напечатал их. До этого они существовали только в рукописи. Первые известные мне исполнители - Андрей Кузнецов и Анатолий Дёмин. Как рассказывал мне профессор, основную идею он позаимствовал у И. С. Баха, а именно из его "Хорошо темпирированного клавира". Как и в "ХТК", Янкелевич написал этюды для валторны во всех тональностях, согласно кварто-квинтовому кругу. Построил их по принципу Медленно-Быстро (в "ХТК" Прелюдия-Фуга), Мажор-Минор. Профессор всегда говорил ученикам, что в оркестре все валторнисты должны играть одинаково хорошо, как первый валторнист, потому что партии валтор в современных произведениях, например в симфониях Шостаковича, одинаковы сложны, и часто исполняются в унисон. Поэтому все валторнисты (даже вторые и четвёртые) должны уметь играть во всех регистрах: и в верхнем и в нижнем. Отсюда такая сложность этих этюдов. По секрету могу сказать, что если странспонировать этюд в удобную для себя тональность, то их можно играть всем.

К сожалению, вступительный текст и несколько комментариев к этюдам утеряны. Этюд № 2 в оригинале написан на 3\8, я переделал на 6\8.

Отдельные благодарности Андрею Кузнецову (за сохранение рукописи).

Андрей Данилкин

24 этюда для валторны соло

Тетрадь 1

Номер Аннотация Формат
№ 1,
C-dur
Обратить внимание на точность интонации и ровность звука, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, и на хорошее исполнение легато. Acrobat
№ 2,
a-moll
Начало этюда играть лёгким звуком, точно соблюдая легато. В средней части (Meno mosso) добиться точности интонации акцентированных нот. Acrobat
№ 3,
F-dur
Стаккато играть лёгким звуком. Средняя часть должна исполняться выразительно, свободным звуком. Acrobat
№ 4,
d-moll
Следить за точным испонением фразы. Acrobat
№ 5,
G-dur
Необходимо добиваться лёгкого звучания при хорошем легато. Acrobat
№ 6,
e-moll
Acrobat
№ 7,
B-dur
Точно соблюдать ритм, обратить внимание на глиссандо. Acrobat
№ 8,
g-moll
Acrobat
№ 9,
D-dur
Соблюдать указанные нюансы, точно выдерживая темп. Sibelius
Acrobat
№ 10,
h-moll
Этюд напевного характера. Исполнять свободно, придерживаясь указаний в тексте. Sibelius
Acrobat
№ 11,
Es-dur
Исполнять точно в темпе, обратить внимание на лёгкое звучание верхних нот. Acrobat
№ 12,
c-moll
Acrobat

Тетрадь 2

Предлагаемые двенадцать этюдов - продолжение 1-ой тетради этюдов для валторны соло - предназначаются для развития и выравнивания диапазона валторны во всех регистрах, так как требования, предъявляемые современным репертуаром одинаковы для любого валторниста, не зависимо от того, исполняет ли он партию первой-третьей валторны или второй-четвёртой валторны.

Этюды написаны в традиционной форме, с акцентом на хроматизмы.

Этюды могут быть использованы в качестве педагогического материала учащихся старших курсов музыкальных училищ и первых курсов консерваторий.
Номер Аннотация Формат
№ 13,
Этюд построен на легато. Обратить внимание на интонационно точное исполнение октав.
№ 14,
fis-moll
Первая половина этюда построена на стаккато. Средняя часть требует хорошего ровного легато. Acrobat
№ 15,
As-dur
Этюд написан в характере вальса. Обратить внимание на выразительное исполнение легато. Sibelius Acrobat
№ 16,
Этюд написан для выработки мелодической линии. Начало - каденция. Исполняется свободно. Далее - moderato. Точно выдерживать длительности нот.
№ 17,
Исполнять свободно, легко, непринуждённо.
№ 18,
Этюд написан для выработки тройного стаккато. Учить медленно, постепенно доводя до указанного темпа.
№ 19,
Этюд построен на сочетании разных ритмов. Добиваться точного исполнения длительности в такте и точной ньюансировки.
№ 20,
Играть легко, сочетая точность исполнения легато и стаккато.
№ 21,
Этюд для выравнивания двойного стаккато. Учить медленно, добиваясь свободного исполнения в темпе.
№ 22,
Этюд написан в характере гавота. Добиваться точности интонации при исполнении интервалов.
№ 23,
Этюд с каденцией. Исполняется лёгким, небольшим звуком. Добиваться точности исполнения верхней ноты. Учить, переписав в транспорте на тон ниже, постепенно переходя к исполнению в тональности.
№ 24,
es-moll
Исполнять, выдерживая длительности, соблюдая хорошее легато, добиваться точного исполнения высоких нот. Sibelius

Last updated Wednesday, November 15, 2000

This page was created by Andrey Danilkin on Wednesday, November 15, 2000.
Хостинг от uCoz