Арсений Янкелевич
|
Эти этюды написаны моим педагогом профессором Московской государственной консерватории Арсением Александровичем Янкелевичем. Эти этюды никогда не издавались. Я впервые напечатал их. До этого они существовали только в рукописи. Первые известные мне исполнители - Андрей Кузнецов и Анатолий Дёмин. Как рассказывал мне профессор, основную идею он позаимствовал у И. С. Баха, а именно из его "Хорошо темпирированного клавира". Как и в "ХТК", Янкелевич написал этюды для валторны во всех тональностях, согласно кварто-квинтовому кругу. Построил их по принципу Медленно-Быстро (в "ХТК" Прелюдия-Фуга), Мажор-Минор. Профессор всегда говорил ученикам, что в оркестре все валторнисты должны играть одинаково хорошо, как первый валторнист, потому что партии валтор в современных произведениях, например в симфониях Шостаковича, одинаковы сложны, и часто исполняются в унисон. Поэтому все валторнисты (даже вторые и четвёртые) должны уметь играть во всех регистрах: и в верхнем и в нижнем. Отсюда такая сложность этих этюдов. По секрету могу сказать, что если странспонировать этюд в удобную для себя тональность, то их можно играть всем.
К сожалению, вступительный текст и несколько комментариев к этюдам утеряны. Этюд № 2 в оригинале написан на 3\8, я переделал на 6\8.
Отдельные благодарности Андрею Кузнецову (за сохранение рукописи).
Андрей Данилкин
Номер | Аннотация | Формат |
№ 1, C-dur |
Обратить внимание на точность интонации и ровность звука, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, и на хорошее исполнение легато. | Acrobat |
№ 2, a-moll |
Начало этюда играть лёгким звуком, точно соблюдая легато. В средней части (Meno mosso) добиться точности интонации акцентированных нот. | Acrobat |
№ 3, F-dur |
Стаккато играть лёгким звуком. Средняя часть должна исполняться выразительно, свободным звуком. | Acrobat |
№ 4, d-moll |
Следить за точным испонением фразы. | Acrobat |
№ 5, G-dur |
Необходимо добиваться лёгкого звучания при хорошем легато. | Acrobat |
№ 6, e-moll |
Acrobat | |
№ 7, B-dur |
Точно соблюдать ритм, обратить внимание на глиссандо. | Acrobat |
№ 8, g-moll |
Acrobat | |
№ 9, D-dur |
Соблюдать указанные нюансы, точно выдерживая темп. |
Sibelius Acrobat |
№ 10, h-moll |
Этюд напевного характера. Исполнять свободно, придерживаясь указаний в тексте. |
Sibelius Acrobat |
№ 11, Es-dur |
Исполнять точно в темпе, обратить внимание на лёгкое звучание верхних нот. | Acrobat |
№ 12, c-moll |
Acrobat |
Предлагаемые двенадцать этюдов - продолжение 1-ой тетради этюдов для валторны соло - предназначаются для развития и выравнивания диапазона валторны во всех регистрах, так как требования, предъявляемые современным репертуаром одинаковы для любого валторниста, не зависимо от того, исполняет ли он партию первой-третьей валторны или второй-четвёртой валторны.
Этюды написаны в традиционной форме, с акцентом на хроматизмы.
Этюды могут быть использованы в качестве педагогического материала учащихся старших курсов музыкальных училищ и первых курсов консерваторий.
Номер | Аннотация | Формат |
№ 13, |
Этюд построен на легато. Обратить внимание на интонационно точное исполнение октав. | |
№ 14, fis-moll |
Первая половина этюда построена на стаккато. Средняя часть требует хорошего ровного легато. | Acrobat |
№ 15, As-dur |
Этюд написан в характере вальса. Обратить внимание на выразительное исполнение легато. | Sibelius Acrobat |
№ 16, |
Этюд написан для выработки мелодической линии. Начало - каденция. Исполняется свободно. Далее - moderato. Точно выдерживать длительности нот. | |
№ 17, |
Исполнять свободно, легко, непринуждённо. | |
№ 18, |
Этюд написан для выработки тройного стаккато. Учить медленно, постепенно доводя до указанного темпа. | |
№ 19, |
Этюд построен на сочетании разных ритмов. Добиваться точного исполнения длительности в такте и точной ньюансировки. | |
№ 20, |
Играть легко, сочетая точность исполнения легато и стаккато. | |
№ 21, |
Этюд для выравнивания двойного стаккато. Учить медленно, добиваясь свободного исполнения в темпе. | |
№ 22, |
Этюд написан в характере гавота. Добиваться точности интонации при исполнении интервалов. | |
№ 23, |
Этюд с каденцией. Исполняется лёгким, небольшим звуком. Добиваться точности исполнения верхней ноты. Учить, переписав в транспорте на тон ниже, постепенно переходя к исполнению в тональности. | |
№ 24, es-moll |
Исполнять, выдерживая длительности, соблюдая хорошее легато, добиваться точного исполнения высоких нот. | Sibelius |